Что такое инфраструктурные облигации и какова их роль в стройотрасли

Что такое инфраструктурные облигации и какова их роль в стройотрасли

Как устроен необычный способ привлечь финансирование на строительство инженерных сетей, дорог, детсадов, школ и больниц

В декабре 2022 года Единый институт развития в жилищной сфере «Дом.РФ» планирует разместить очередной выпуск инфраструктурных облигаций на ₽10 млрд. Привлеченные средства направят на возведение важных объектов городской среды: новых поликлиник, образовательных учреждений, дорог и других объектов инфраструктуры. Именно поэтому такие облигации назвали инфраструктурными.

Разбираемся, как устроен финансовый инструмент, о каких суммах идет речь во всероссийском масштабе и как это явление влияет на качество жизни в регионах страны. Но сначала изучим примеры, которые покажут, к каким результатам приведет программа.

Важные примеры: детсады, дороги, электростанции

В ноябре 2022 года к механизму инфраструктурных облигаций присоединился 15-й регион страны — Владимирская область. Здесь с помощью финансового инструмента построят теплоэнергетический комплекс (ТЭЦ). Новый генерирующий объект позволит обеспечить электричеством множество домов — 355 тыс. кв. м нового жилья в Кольчугинском районе. В результате в регионе появится возможность решить проблему с жильем для 10 тыс. человек.

Также на днях с помощью нового механизма был одобрен другой проект — строительство сетей водо-, газо- и теплоснабжения для двух очередей жилого комплекса на 151 тыс. кв. м в Тюмени. Это уже второй такой проект для области.

В Нижнем Новгороде благодаря инфраструктурным облигациям «Дом.РФ» соорудят очистные сооружения, а также магистральные коллекторы ливневой и дренажной канализации для обслуживания нового жилья в Канавинском районе города. В Самарской области механизм поможет сделать новый шаг в сооружении транспортного коридора «Европа — Западный Китай». Заем в размере ₽24,2 млрд потратят на сооружение дороги протяженностью 100 км, в составе которой будет мост через Волгу. Трасса позволит увести транзитный поток автомобилей в обход Тольятти, что улучшит качество жизни горожан и упростит передвижение между регионами России. Общая стоимость проекта, реализуемого на основе концессии, составит ₽148,1 млрд.

Инфраструктурные облигации «Дом.РФ» в цифрах:

  • 66 городов России охватила программа;
  • 15 регионов стали первыми бенефициарами;
  • 31 проект реализуется через инфраструктурные займы;
  • 25 млн кв. м жилья будет введено;
  • 500 тыс. семей на себе почувствуют результаты работы;
  • ₽150 млрд — планируемый объем выпуска до 2024 года.

В Южно-Сахалинске на средства от инфраструктурных облигаций построят объекты электроснабжения и дорогу к новому ЖК «Уюн-Парк». В Магадане — школу, детский садик и спортивные объекты для микрорайона Гороховое поле. В Челябинске — детский сад и внутриквартальные дороги в жилом комплексе «Белый хутор».

В якутском городе Нерюнгри проект «Дом.РФ» позволит возвести детский сад на 240 мест и подключить его к инженерным сетям. В столице региона — Якутске — инфраструктурные облигации привлекут средства на строительство поликлиники на 600 посещений и школы на 990 учеников в квартале «Воинская часть».

Все эти примеры показывают: всего за год существования программы инфраструктурные облигации превратились в рычаг, с помощью которого можно сдвинуть с места самые сложные проекты в строительной сфере. Согласно подсчетам «Дом.РФ», результаты проделанной работы на себе почувствуют 500 тыс. российских семей по всей стране.

Как это работает для регионов

Основными бенефициарами данной программы являются регионы. Особенности бюджетного законодательства дают субъектам России не так много способов для привлечения капитала за умеренные деньги — и для тех губернаторов, кто умеет просчитывать долгосрочные эффекты для бюджета, новый инструмент оказался спасением. «Суть в том, что регионы получают возможность развивать территории, бизнес — длинное и доступное финансирование, а люди — новое качество жизни», — уточнил генеральный директор «Дом.РФ» Виталий Мутко.

«Когда мы увидели возможность применения инфраструктурных облигаций в проектах государственно-частного партнерства (ГЧП), очень этому обрадовались. Главное преимущество — ставка 4% годовых. Это миллиарды экономии бюджетных средств», — оценил программу министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников. Для сравнения: размещение классических облигаций от регионов страны на фондовом рынке обычно подразумевает доходность в 10–13% годовых. Поскольку нагрузка по обслуживанию этого долга в конечном итоге ложится на обычных налогоплательщиков-россиян, переход на инструмент с более дешевым фондированием оказывается в интересах каждого жителя страны.

Директор подразделения «Инфраструктурные облигации» «Дом.РФ» Александр Аксаков подтвердил высочайшую заинтересованность субъектов в использовании нового инструмента. «Возможность зафиксировать процентную ставку на длительный период времени позволяет как регионам, так и инвесторам лучше планировать проекты и правильно распределять ресурсы, — цитирует Аксакова ТАСС. — Кроме того, механизм инфраструктурных облигаций позволяет рыночным инвесторам, которые готовы вкладываться в ценные бумаги, получить доступ к рынку финансирования инфраструктуры».

Пожалуй, самое неожиданное преимущество для региональных властей заключается в том, что им не нужно самостоятельно разбираться в хитросплетениях финансового регулирования и оформлении всех бумаг. Правительству субъекта достаточно обратиться с заявкой в «Дом.РФ», обозначив объекты инфраструктуры, которые необходимо построить. А дальше специалисты Института развития сами проведут экспертизу проекта и рассчитают экономическую эффективность проекта. После чего проект уйдет на рассмотрение в Правительственную комиссию по региональному развитию в РФ.

Сейчас в портфеле «Дом.РФ» находится 131 проект в 47 субъектах Федерации. «В работе у нас проекты в 66 городах страны, сумма одобренных займов уже превысила ₽80 млрд при лимите в ₽150 млрд. В неохваченных регионах лучше нас знают, какая инфраструктура им нужна, а мы готовы помогать в проработке заявок и оперативно их рассматривать», — заверил Виталий Мутко.

После того как правкомиссия одобрит проект, наступает время его реализации. И тут для региональных властей также создали максимально комфортные условия. Непосредственно выпуском ценных бумаг занимается «Специализированное общество проектного финансирования «Инфраструктурные облигации» (СОПФ) — 100%-ная дочерняя структура «Дом.РФ», которая взяла на себя наиболее сложные процедуры в подготовке и размещении облигаций. Именно СОПФ размещает облигации и полученные денежные средства направляет в регион.

Такая система экономит значительные ресурсы, так как не требует от регионов вникать в нюансы инфраструктурных облигаций или проходить обучение по работе с новым финансовым инструментом. Субъекту останется сделать главное: построить требуемый объект.

«Тем регионам, которые уже воспользовались этой возможностью, хотел бы напомнить, что сейчас нам надо сконцентрироваться именно на реализации проектов, на выборке денег, — заявил первый замглавы Минстроя Александр Ломакин. — Чем быстрее мы будем оборачивать деньги, чем быстрее будем работать, тем более эффективной окажется реализация наших проектов и конкретно работа с инфраструктурными облигациями».

Что будет дальше: новое жилье и работа с застройщиками

На конец ноября 2022 года «Дом.РФ» через дочернее общество СОПФ успешно разместил три выпуска инфраструктурных облигаций на сумму ₽35 млрд.

Параллельно с выпуском компания занимается и развитием механизмов финансирования. Первое направление — это увеличение географического охвата. По словам Аксакова, такие инструменты особенно востребованы на Дальнем Востоке. Но это не значит, что инфраструктурные облигации будут использоваться только там. «Лидером по числу заявленных проектов является Центральный федеральный округ — 32 проекта. Также в топ-3 входит Приволжский федеральный округ — 26», — указал Аксаков.

Второй тренд — расширение работы с частными застройщиками. По мере развития проекта и накопления экспертизы со стороны «Дом.РФ» к Институту развития начали все чаще обращаться коммерческие застройщики, заинтересованные в дешевом фондировании. Для девелоперов такой способ оказался привлекательнее, чем привычные банковские кредиты или выпуск акций, так как инфраструктурные облигации не требуют резервирования капитала и не приводят к размыванию доли собственников компании.

«Застройщикам, которые не смогли получить инфраструктурные бюджетные кредиты на свои проекты, сейчас самое время задуматься о том, чтобы реализовать их через облигации», — посоветовал замглавы Минстроя Александр Ломакин.

Наконец, еще одним направлением становится увеличение перечня возможных объектов для финансирования. Одним из последних событий стало добавление в него инфраструктуры для комплексного индивидуального жилья и наемных домов. Более того, если прежде с помощью инфраструктурных облигаций можно было найти капитал только на реализацию транспортных проектов, то теперь за их счет можно закупить и подвижной состав — трамваи, троллейбусы и даже электробусы.

«В бюджете на следующий год на инфраструктурные проекты заложено в разы больше средств, чем в прошлом году. Мы поддерживаем реализацию таких проектов. В ближайшее время необходимо развивать инфраструктурные облигации, причем не только в жилищной сфере», — оценил динамику заместитель министра финансов Алексей Моисеев.

Замглавы Минфина с сожалением отметил, что пока большое число крупных коммерческих транспортных проектов в России не успело воспользоваться этим механизмом. Но уже сейчас инфраструктурные облигации оказывают важный экономический эффект, привлекая внебюджетное финансирование в стройку.

«Инструмент сочетает в себе рыночные механизмы и господдержку, — подытожил гендиректор «Дом.РФ» Виталий Мутко. — С его помощью в стройку на один рубль бюджетных средств привлекается девять рублей из внебюджетных источников».

Источник

04.12.2022 / от / в

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − 1 =